Народные музыкальные инструменты кряшен
Думбра. Сравнительно стабильное распространение и сохранение у кряшен традиций игры на хордофоне, именуемой думбра, имеет свои причины и следствия. Тюркские по своему происхождению домрово-балалаечные традиции, которые появились в России в XVI веке, стали обычным явлением русской традиционной национальной культуры.
Постепенно и искусство русских домрачеев, а позднее и балалаечников, стало влиять на думбру народов Волго-Камья. Именно в этом аспекте произошло дальнейшее развитие и кряшенской думбры.
По истечении некоторого времени думбра стала рассматриваться кряшенским населением как явление, имеющее общность с русской балалайкой, не противоречащее с российской культурой. Таким образом, думбра легализировалась в общественном сознании кряшен как признанный общероссийский музыкальный инструмент.
О том, что думбра (в русскоязычных источниках «балалайка») применялась в быту кряшен, упоминают авторы многих этнографических зарисовок конца XIX – начала ХХ века. Например, священник, член ОАИЭ при Казанском университете С.М.Матвеев, имевший крещено-татарское происхождение, оставил после себя целый ряд статей о праздниках и древних обычаях татар-кряшен. Он пишет, что на свадьбы татар-кряшен приглашались музыканты: гармонист – әргәнче, скрипач – кубызчы, балалаечник – думбрачы. Под аккомпанемент этого ансамбля мужчины пляшут, русскую большей частью, вприсядку с громким притоптыванием ногами, а женщины тихо вертясь на одном месте.
Важным показателем наличия глубоких традиций домбрового искусства в национальной культуре является его отражение в фольклорном наследии. Одним из наиболее часто упоминаемых музыкальных инструментов в кряшенском фольклоре является домбра. В свадебных песнях татар-кряшен домбра нередко упоминается в дуэте с кубызом – смычковым инструментом, который при игре опирали о колено.
⠀
В настоящее время происходит процесс возрождения изготовления и игры на старинной думбре в кряшенских молодежных фольклорных ансамблях Республики Татарстан.
⠀
Г. М. Макаров
24.05.2022